Этнос, этническая общность и этничность

Уже в XIX в. названные термины были заменены терминами «расы» (race) и «племена» (tribu), а в XX в. определения «раса» и «племя» были вытеснены термином «ethnie». ЭТНИЧНОСТЬ – широко используемая в науке категория, обозначающая существование культурно отличительных (этнических) групп и идентичностей. Представление о том, что этничность формируется и этническая общность строится на основе иноэтнического противопоставления «мы – они» является недостаточным.

Понятие этноса предполагает существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают данную группу от др., обладающих иными параметрами тех же характеристик. 3) чувство отличительности, т.е. осознание членами группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности и совместные действия.

Характеристики, используемые для определения этнических групп, не могут сводиться к сумме содержащегося в пределах этнических границ культурного материала. Т.о., этничность – это форма социальной организации культурных различий. С внутригрупповой точки зрения этничность основывается на комплексе культурных черт, которыми члены этой группы отличают себя от других групп, даже если они в культурном отношении очень близки.

Этничность – это социальная форма групповой лояльности и экзистенциальное значение, проистекающее из человеческой потребности иметь преемственную принадлежность (Ж.Де Вос, Л.Романуччи-Рос).

В рамках этого подхода выполнены основные труды в отечественной этнографии. Остаются его авторитетные сторонники и в зарубежной науке (У.Коннор, Д.Миллер, Р.Ставенхаген). 1. Арутюнов С.А. Народы и культуры.

2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. 4. Он же. География этноса в исторический период. 5. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах, под ред. М.Б.Олкотт, В.Тишкова и А.Малашенко. Это было не случайно, ибо немецкая этнологическая школа и немецкое понимание природы нации существенно отличались от французской и англосаксонской объяснительных моделей.

Важно подчеркнуть, что понятие «ethnie» имело негативный смысл и базировалось на представлениях о превосходстве европейского населения над неевропейским. Затем эту статичную модель сменила более динамичная, в которой категория «этнос» характеризует культурные различия между группами. В настоящее время во Франции существуют два взгляда на «этнический вопрос». Сторонники первого рассматривают этничность как одну из важнейших составляющих политических процессов в бывших колониях, особенно в Африке.

Вторая позиция опирается на тот факт, что население бывших французских колоний не имеет в своих словарях термина, по смыслу сходного с категориями «ethnie» или «tribu». В немецкой научной традиции было распространено при-мордиалистское понимание природы этнического, и неслучайно примордиализм зародился в XIX в. именно в Германии. Традиции эволюционно-исторического направления в примордиализме были заложены немецким историком и философом И.Г. Гер-дером.

Ныне они являются базовым элементом идеологических конструкций этнонационализма в России и в других странах. Ключевыми здесь являются понятия «этничность» и «этническая группа», к которым часто относят религиозные и даже этнорасовые общности, например афроамериканцев, американцев азиатского происхождения. При этом под понятием «этническое» подразумевается, как правило, не основное население страны, а этнические меньшинства и мигрантские сообщества.

Этнос, этническая общность и этничность

Значение научной категории «этничность» приобрела позднее, когда инструмен-талистская и конструктивистская парадигмы стали доминировать в западном обществознании. Научную определенность термину придали многочисленные публикации, в которых этничность выступала важной составляющей понятийного аппарата.

Согласно советским моделям, этнические общности развиваются по мере смены общественно-экономических формаций. Члены этноса обладают общим самосознанием, что находит внешнее проявление в общем самоназвании. Эта теория была принята советскими этнографами, и все дальнейшие исследования строились в рамках заданной модели. При этом в отличие от Бромлея и его сторонников — представителей эволюционно-исторического направления в примордиализме — Гумилев рассматривал этнос прежде всего как биологическую популяцию.

Социально-этнические общности

Частная, методологически и предметно ограниченная область знания превратилась в универсальную обществоведческую теорию (в случае Гумилева — в культурофилософию и философию истории). У Гумилева понятие «этнос» подменило собой апробированные понятия социальной науки, прежде всего, такие как общество и культура.

Таким образом, этническую идентичность следует рассматривать, скорее, как форму социальной организации, нежели как выражение определенного культурного комплекса. Оформление группы связано не только с субъективным восприятием группы как таковой, но и с индивидуальным признанием себя членом отдельной группы. В процессе конструирования группы формируются общие представления о ней, разделяемые всеми членами, кристаллизуются культурный образ этнического сообщества и стереотипы его восприятия.

Цельность этих сообществ поддерживается субъективными процессами идентификации, т.е. признанием отдельными индивидами своей принадлежности к данной общности. Иными словами, если предположить, что все члены этнической группы откажутся осознавать свою принадлежность к ней, то такая группа прекратит свое существование.

Т.о., этническая общность (народ, этнос) есть общность на основе культурной самоидентификации по отношению к др. общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях. В крайней форме этот подход рассматривает этничность в категориях социальной биологии как расширенную форму родственного отбора и связи, как изначальный инстинктивный импульс.

Сейчас в тренде

  • Кератиновое выпрямление волос: плюсы и минусыКератиновое выпрямление волос: плюсы и минусы Немного научных сведений, касательно кератинового выпрямления волос. Что это за процедура? Некоторые девушки жалуются на то, что после кератинового выпрямления волосы быстрее грязнятся. […]
  • 300 документальных фильмов для расширения сознания300 документальных фильмов для расширения сознания Данный фильм основан на опубликованных статьях и интервью. Кроме как заснять или визуализировать мне, как зрителю снежную гору Эверест или Джомолунгма, то на этом вся красота этого фильма […]
  • БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕБРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Цифры в ответе могут повторяться. Хорошо разработанная за последнее столетие теория броуновского движения является приближенной. Броуновское движение является следствием и свидетельством […]

Комментарии закрыты

Навигация по записям