Король и пешка против короля

Ладья может перемещаться на любое количество полей вдоль горизонтали или вертикали. Важны следующие правила и концепции (для определённости считаем, что если чёрные могут взять белую пешку, они всегда это делают). Конь — единственная фигура, которая может перепрыгивать через поля, занятые своими фигурами или пешками и фигурами противника.

В зависимости от начальной позиции, этот эндшпиль выигрывается в разное число ходов (до мата, либо выигрыша ладьи). Расположение обеих защищающихся фигур в центре доски В этой позиции, когда обе фигуры слабейшей стороны соединены в центре доски, белым необходимо 28-30 ходов для победы.

Поскольку ферзь и ладья — фигуры дальнобойные, позиции классифицируются по стартовому взаимному расположению недальнобойных королей. Трапецоид. Позиция «Трапецоид» характеризуется тем, что король слабейшей стороны и ладья соприкасаются по горизонтали (либо вертикали).

Обычно игра переходит в эндшпиль, когда разменяно большинство фигур и нет характерных для середины игры угроз королям. Король в эндшпиле — фигура активная. Поскольку в эндшпиле фигур и пешек меньше, чем в середине игры, он легче поддаётся классификации и изучению. В этих позициях установлены наиболее эффективные методы атаки и защиты, определены конечные результаты при правильной игре с обеих сторон. В самом деле, допустим, что чёрный король в углу. Для мата под ударом белых должно быть угловое поле, на котором стоит чёрный король, и три соседних.

Если лишняя фигура — пешка, позиция может быть выигранной для белых или ничейной. Ладья против коня — есть выигрышные для белых позиции, когда конь далеко от короля. Таким образом ферзь сочетает в себе возможности ладьи и слона, кроме того может перемещаться и по белым и по черным диагоналям.

Ферзь против ладьи — вид эндшпиля в шахматной партии, делится на две категории: без пешек и с пешками на стороне ладьи. В первом случае ничья возможна только при ошибке сильнейшей стороны.

Три горизонтали для защиты Когда сильнейшая сторона контролирует четыре горизонтали, а слабейшая — всего три, выигрыш достигается за 24 хода при сильнейшей игре обоих игроков. Для этого эндшпиля существуют четыре стратегии защиты, технику противодействия которым должен чётко знать игрок за белых: близкая защита, дальняя защита, защита третьей горизонтали и харассмент.

Теория розыгрыша данного эндшпиля описывает несколько позиций, для каждой из которых существует своя техника выигрыша. Позиция Филидора. Единственная позиция, которая довольно широко известна начинающим шахматистам. При ходе чёрных в старинной позиции Ф. А. Филидора (1777) они оказываются в цугцванге: любой ход ладьёй ведёт к её потере.

В зависимости от типа розетты и очерёдности хода существует разный рецепт выигрыша конкретной розетты, и разный рецепт наиболее успешного противодействия при игре за чёрных. Создание розетты в центре доски всегда желательно для слабейшей стороны, т.к. удобно для обороны. Наоборот, для белых в зависимости от типа розетты существует шесть стратегий выигрыша.

Путь к выигрышу, как правило, — стеснение фигур соперника и создание позиции цугцванга. Ничья возможна в позициях, когда воздвигнутая соперником крепость неприступна, или при блокаде короля сильнейшей стороны (см. Позиционная ничья). Окончания со стратегическим планом — организовать атаку на короля и завершить её матом, за редким исключением элементарны (см. статью «Технические окончания»).

3. Мат, шах и пат

Если в середине игры перевес одного из партнёров в одну пешку обычно решающей роли не играет, то в эндшпиле он во многих случаях достаточен для выигрыша. Развитие шахмат сопровождалось анализом множества позиций эндшпиля: в них найдены лучшие планы игры сторон, точно установлен конечный результат.

ШАХМАТНАЯ ДОСКА И НОТАЦИЯ

По существу многие теоретические позиции эндшпиля представляют собой логические задачи, часто имеющие единственное решение. Первые позиции эндшпиля достались шахматам в наследство от шатранджа, например позиция, проанализированная Зайрабом Катаем.

На их основе выявляются общие приёмы игры в различных типах эндшпиля, характерные методы атаки, защиты, элементарные правила, помогающие быстро оценить тот или иной эндшпиль. Для определённых типов окончаний выделяют также типичные позиции, знание которых помогает шахматистам-практикам изучать эндшпиль. Если у игроков только короли, ни один из них не может поставить мат даже при наихудшей игре противника.

В трёхфигурном эндшпиле у одного из игроков король и ещё одна фигура, у другого только король. Ферзь против пешки — как правило, белые выигрывают. Если у белых два коня, при правильной игре чёрных они выиграть не могут, кроме очень небольшого числа позиций, когда ставится мат в один ход (см. мат двумя конями).

Сейчас в тренде

Комментарии закрыты

Навигация по записям